Автор: Никита Вагнер. Опубликовано
Блоги

И первых 7 месяцев CS2 в целом.

31 марта завершился PGL Major Copenhagen 2024, победу на котором неожиданно одержали NAVI, обыгравшие в финале безоговорочных фаворитов в лице FaZe Clan. Да и весь турнир в целом выдался довольно непредсказуемым, а многие команды успели по нескольку раз изменить к себе отношение.

Рассказываем о выводах, которые можно сделать по итогам 1-го мейджора в CS 2 и 7 месяцев, что ему предшествовали.  

Суперзвёзды не важны

Когда из NAVI ушёл s1mple, все стали хоронить команду, утверждая, что именно главная звезда — единственное, что держало состав по CS на плаву после распада прошлого чемпионского костяка. Однако теперь можно утверждать обратное: именно игра в NAVI удерживала s1mple от перехода из статуса профессионального игрока к статусу автора странных блогов и просто «того парня, который когда-то тащил в CS». 

«Рождённые Побеждать» хоть поначалу и правда не показывали привычных результатов, по итогу выиграли главный турнир в дисциплине. Конечно, нам ещё предстоит увидеть, на что способна команда на дистанции, но титул показывает, что в текущих реалиях игры важна усердная коллективная работа, а не наличие в составе пары гениев, способных в одиночку затащить матч.

Это прослеживается не только на примере NAVI, но и FaZe Clan. Безусловно, в команде собраны игроки высочайшего класса, но никто из них никогда не выступал в амплуа главной звёздочки состава, вокруг которой строится вся игра. С момента возвращения в американский клуб karrigan, коллектив базировался на простом принципе: каждый из его участников может потащить в том или ином матче, свидетелями чего мы раз за разом и становились последние 2 года. Именно благодаря такой философии по команде никак не ударил уход Twistzz и в неё так гармонично вписался пришедший на замену frozen.

Уже не 1-й год можно наблюдать весьма поверхностные и инертные разговоры о грядущей доминации какой-либо команды после подписания пары звёзд. Последний пример — Team Spirit, которой прочили все трофеи мира после перехода в основной состав donk и трансфера sh1ro. На короткой дистанции и в самом деле получилось всех удивить, однако прошёл месяц после триумфа на IEM Katowice, и та же FaZe Clan показала, что скрупулезная подготовка к сопернику куда важнее наличия гениев в команде.

Подготовка важнее уровня команды в целом

В превью мейджора и плей-офф мы рассказывали, что на FaZe последние 2 года будто лежало какое-то проклятье, не позволявшее коллективу показать привычный уровень игры на главном турнире. По итогам группового этапа было ощущение, что история повторяется, однако за те 3 дня, что команда готовилась к плей-офф, всё кардинально изменилось.

К четвертьфиналу против Team Spirit команда karrigan подходила в статусе явного аутсайдера. Всё указывало на то, что FaZe в лучшем случае удастся навязать борьбу на одной карте, но итогом всё равно станет победа российского коллектива. Однако именно эта встреча показала, насколько подготовка к конкретному матчу и даже к конкретной карте может переломить ход всего турнира. Очевидно, между стадиями чемпионата игроки поработали над командным взаимодействием в целом, но ключом к победе стала Vertigo, оставленная karrigan в качестве решающей карты.

После выбора карт многие решили, что это безумие: до матча со Spirit FaZe вообще никогда не играла Vertigo — это выглядело настолько же неожиданно, как если бы Virtus.pro в какой-то момент решилась сыграть Nuke. Кто-то даже мог подумать, что это какая-то ошибка, и, возможно, сами игроки Team Spirit держали в уме потенциально лёгкую победу, если дело дойдёт до 3-й карты, однако здесь соперник и попался в ловушку karrigan.

Судя по всему, капитан FaZe Clan решил, что его команда способна досконально изучить игру «драконов» на карте и не оставить им шансов. Быть может, этот процесс начался даже до старта мейджора — наверняка мы вряд ли когда-то узнаем. 

Итог оказался ошеломляющим: FaZe Clan выглядела так, будто играет Vertigo всю жизнь. Выходы игроков на точки, раскидки — всё было исполнено практически идеально и сыграно как по нотам. 1-ю половину карты Team Spirit пребывала в полнейшем смятении и стала оказывать хоть какое-то сопротивление лишь после 7 проигранных подряд раундов. По итогу россияне собрались и свели игру к овертаймам, но победа всё равно ушла к FaZe.

Подобного прецедента не было ранее ни на одном мейджоре: обычно все карты наигрываются заранее на менее значимых чемпионатах, а уже на главном турнире никто на подобные авантюры не идёт. FaZe Clan же показала, что в текущих реалиях CS и при должном подходе можно удивлять и побеждать соперника. 

Причём очевидна подготовка Vertigo именно под Spirit, так как уже в полуфинале karrigan вновь рискнул оставить её против Team Vitality, но уже в этом матче FaZe Clan не смогла ничего противопоставить сопернику. Благо карта не была решающей.

Работа тренера — не просто вспомогательный механизм

Несмотря на то, что тренеры стали неотъемлемой частью Counter-Strike уже лет 10 назад, обязанности специалиста на этой роли до сих пор размыты. Где-то тренер отвечает непосредственно за тактики и игру коллектива, где-то больше берёт на себя моральный настрой команды, а где-то действует как вспомогательное звено для капитана. Чётких рамок работы на этой позиции, как в традиционном спорте, пока нет, однако очень похоже, что на одного специалиста вскоре будут равняться все.

Пусть Blad3 и не стал 1-м тренером в истории, сумевшим привести к победе на мейджоре 2 разные команды (годом ранее это удалось zonic), его вклад в эти достижения просматривается куда более явно. Если его датский коллега делал чемпионов лишь из пятёрок со звёздным костяком, то у Blad3 подобная роскошь была только 3 года назад, на мейджоре в Стокгольме. Текущий состав NAVI точно не назвать звёздным, однако работа тренера сделала даже из такого скромного набора геймеров слаженный механизм, который уверенно проехался по более грозным соперникам.

Вклад тренера в игру сложно оценить со стороны, однако в случае NAVI это можно было видеть каждый раз, когда у команды возникали проблемы, и она ставила паузу. На всей про-сцене разве что у FaZe Clan паузы способны столь же резко изменить ход игры: каждый тактический тайм-аут, который ставит Blad3, — это повод для соперников серьёзно напрячься. В отличие от большинства коллег тренер NAVI за эти 30 секунд успевает коренным образом изменить направление игры команды, а не просто подбодрить её или дать время отдышаться.

Исходя из публичных высказываний Blad3, он точно не из тех тренеров, что пытаются стать для игроков лучшим другом. Он требователен и не стесняется говорить об ошибках подопечных даже в интервью. К такому подходу можно относиться по-разному, но до тех пор, пока он будет давать результат, едва ли кто-то осмелится всерьёз его критиковать. 

Более того, клубы с грамотным менеджментом, вероятно, будут всё чаще обращать внимание на работу специалистов такого типа и постепенно отказываться от тренеров-аналитиков и наставников, занимающихся исключительно вопросами командной морали. Такие люди тоже нужны в штабе, но с каждым годом становится очевиднее, что главный тренер должен исполнять более глобальную роль.

Селекция — дело тонкое

На протяжении многих лет киберспортивная общественность при обсуждении трансферов наибольшее внимание уделяла статистике и показателям игроков в предыдущих составах. Мейджор в Копенгагене продемонстрировал, почему подобная логика не всегда работает.

Начнём с NAVI. Текущий состав поначалу создавал впечатление чего-то в духе «я тебя слепила из того, что было». JL и iM не выглядели равносильными заменами ушедшим Perfecto и electroNic — они, конечно, здорово себя проявили на BLAST.tv Paris Major 2023, но для обоих это был 1-й турнир на столь высоком уровне. Aleksib к моменту попадания в NAVI провалился как капитан в OG, G2 Esports и NIP и точно не выглядел лидером, способным вернуть титулованный клуб к былым высотам. А уж о замене s1mple на w0nderful и вовсе говорить не приходится: один из лучших игроков в истории CS против молодого снайпера, что крайне невзрачно выглядел в Team Spirit, а после исключения из состава не пригодился никому, кроме тир-2 команды Sprout. И построили всё это вокруг b1t, который практически не говорит по-английски.

И как, спросите вы, чемпионство подобной команды можно объяснить цифрами? В общем и целом — никак. Безусловно, большие клубы в трансферной политике имеют возможность руководствоваться куда более неочевидными параметрами, нежели те, что у всех на виду. Взять того же s1mple: в лучшие годы едва ли кто-то мог сравниться с ним в статистике, однако за почти 8 лет его пребывания в NAVI клуб заимел в коллекции лишь 1 трофей мейджора. Столько же, сколько новый состав без s1mple выиграл за полгода.

Или G2 Esports. В 2022-м клуб собрал суперсостав: NiKo, m0NESY, huNter, HooXi и jks. Команда выиграла несколько престижных титулов, однако на мейджорах раз за разом терпела неудачи, если вообще на них отбиралась. А в какой-то момент результаты забуксовали и на остальных турнирах. 

Многие считали, что неплохо бы заменить HooXi, который крайне слабо стреляет для тир-1 сцены, да и как капитан не выделяется особой гениальностью. Однако решение руководства клуба удивило всех: вместо датчанина ушёл австралиец jks, один из самых стабильных игроков команды, на замену которому пришёл nexa, капитанивший во всех предыдущих составах. Приход nexa смотрелся бы логично, замени он HooXi, а так трансфер выглядел достаточно странно.

Однако по итогу именно с nexa G2 Esports впервые за 3 года сумела выйти в плей-офф мейджора, пусть произошло это во многом из-за рокового вылета Jame в решающем матче. Команда тем не менее доказала, что не только волею судеб оказалась в финальной стадии турнира — сумела пробиться в полуфинал, где до последнего билась с будущими чемпионами NAVI. Можно ли это объяснить, анализируя общедоступную информацию? Крайне маловероятно. 

Есть и ещё один интересный факт, который может заставить задуматься: последний до недавнего времени выход G2 в плей-офф мейджора случился именно с nexa в составе. Тогда команда с сербом в роли капитана дошла до финала PGL Major Stockholm 2021, после чего nexa исключили из состава, что многие сочли несправедливым. 

Наблюдая за перестановками в командах и их результатами в последние годы, всё очевидней становится, что один и тот же игрок в разных составах может показывать разный уровень, а не самые топовые киберспортсмены при грамотном менеджменте могут засиять ярче самых титулованных звёзд. 

Сегодня оценивать трансферы стоит не с позиции статистики и истории успеха игроков, а с позиции того, кто за этот переход отвечал. Эта информация не всегда есть в открытом доступе, но если всё же она там появилась, стоит присмотреться к этому человеку или кругу лиц — тогда всё резко может стать куда понятней.

Valve стоит пересмотреть систему квот по регионам

Уже после Opening Stage турнира в Копенгагене стало понятно, что в отборочных на следующий мейджор у Европы отберут одну квоту в пользу Южной Америки. Случится это из-за системы коэффициентов, которую использует Valve при распределении квот по регионам.

Если не вдаваться в скучные математические детали, то работает это примерно так: за выход в каждую следующую стадию мейджора команда повышает рейтинг своего региона. И чем больше команд от региона проходит из Opening Stage в Elimination Stage, тем больше шансов у этого региона получить дополнительные квоты на мейджор в следующих отборочных — что-то вроде таблицы коэффициентов УЕФА в футболе.

По итогам Opening Stage в Копенгагене в следующую стадию вышли 3 южноамериканские команды из 4, а вот европейские коллективы показали себя не столь стабильно — дальше прошли лишь 4 состава из 10. Именно из-за такого дисбаланса на будущем RMR-турнире одна квота на мейджор уйдёт из Европы в Южную Америку. И на первый взгляд всё кажется честным, но есть парочка нюансов.

1. На турнир из-за визовых проблем не сумела приехать российская команда 9Pandas, которую в срочном порядке заменила GamerLegion. Последняя, как можно догадаться, к турниру не готовилась, и именно её обыграла бразильская Imperial Esports в решающем матче за выход в следующую стадию.

2. Уже в Elimination Stage 2 из 3 южноамериканских команд почти без шансов отлетели от сильных европейских коллективов, а Pain Gaming хоть и поборолась за выживание, свои победы одержала над весьма посредственными соперниками. В плей-офф по итогу не оказалось не только ни одной команды, но и ни одного игрока из Южной Америки.

Всех этих нюансов система коэффициентов Valve не учитывает, однако стоило бы. Европа была и остаётся самым конкурентным регионом в Counter-Strike, и так просто забирать у неё квоту на главный турнир в дисциплине в пользу слабой Южной Америки — весьма сомнительное решение.

Фото: HLTV, PGL, BLAST соцсети FURIA

Поделиться:

Не пропустите

Нет комментариев

Оставить комментарий